Масленица — любимый в народе праздник, длящийся целую неделю. Это яркая иллюстрация того, как на Руси изменялись в народном сознании языческие празднования, становясь неотъемлемой частью православного церковного календаря. Масленица обладает своим собственным, ни с чем не сравнимым духом и колоритом. И скоро мы снова в этом убедимся: с 20 по 26 февраля Россия гуляет Масленичную неделю.
Масленица (в дореволюционной орфографии название часто писалось как Масляница) издревле ассоциировалась с проводами зимы и встречей весны, ожиданием тепла и солнца. Существует мнение, что в языческой Руси дата праздника была связана с днем весеннего солнцеворота, а со временем, с принятием христианства, стала предварять Великий пост — и, таким образом, время праздничной недели стало зависеть от начала поста. Так или иначе основные приметы старого праздника остались неизменны: блины, гуляния, обильное угощение и безудержное веселье.
За столетия существования праздника, что-то менялось, что-то оставалось в прошлом, а какие-то элементы гуляний, напротив, появившись раз-другой, становились традиционными. Неизменным всегда оставалось только имя: Масленица. Есть несколько версий возникновения этого названия. Первая, конечно же, связана с тем, что главный атрибут праздника — это румяные масленые блины.
Вторая обусловлена церковным календарем, а именно приближением Великого поста, за неделю до которого наступает мясопустная неделя. В эти дни уже запрещено употреблять в пищу мясо, а вот масло и молоко составляют основной рацион (в пользу этого рассуждения указывает так же часто употребляемое название "Сырная неделя"). что на праздничной неделе по церковному календарю в преддверии Великого поста уже нельзя потреблять мясо, а вот масло и молоко как раз и является основным рационом этих дней (в пользу этого рассуждения указывает так же часто употребляемое название "Сырная неделя"). Есть версия, что ритуалы, которые проводили в этот праздник наши предки, были призваны "умаслить" солнышко, пригласить его светить ярче и дольше, отсюда и название.
И нельзя забыть о прекрасной легенде: Масленица родилась на далеком-далеком Севере, ее отцом был Мороз. Однажды, когда хрупкая и изящная ледяная девочка Масленица как обычно пряталась за высокими холодными сугробами, ее заметили люди и позвали к себе: и обогреться, и помочь умерить холода.
И Масленица пришла на этот зов, но не тоненькой девочкой, а здоровой и красивой бабой, с румяными и жирными от масла щеками, с заливистым хохотом и коварными глазами. Она схватила людей за руки, пустилась с ними в пляс и заставила на целую неделю забыть о холодной и неуютной зиме.
Главные атрибуты праздника — сожжение чучела Масленицы, блины и кулачные бои — достались нам в наследство от предков-язычников, при этом если сожжение чучела и кулачные бои стали просто забавой, утратив изначальный ритуальный, обрядовый смысл, то масленичные блины по-прежнему несут в себе смысл поминания усопших. Тем более, что накануне Масленицы Церковью установлен особый день поминовения ушедших — родительская суббота.
Принятие на Руси христианства никоим образом не сказалось на разгулье праздника — тут и обязательные катания с гор, и уже упомянутые кулачные бои, и обширное застолье, и смотры молодых, и веселые балаганные представления, главным и любимым героем которых был неунывающий кукольный Петрушка. Народ ласково называл Масленицу: тут тебе и "касаточка", и "сахарные уста", и "целовальница", и "объедуха", и "прожорная неделя", и "боярыня Масленица". Упорядоченным народными названиями обладали и все дни масляной недели:
Понедельник, конечно же, был встречей праздника. В этот день начинали печь блины, сооружали чучело Масленицы, которое потом возили на санях по окрестным дворам.
Вторник — заигрыш. Двоякий смысл названия: с одной стороны, в этот день проходили смотрины невест, молодые люди приглашали девушек кататься с гор, смотреть гулянья. С другой — именно вторнику принадлежит зазывание Масленицы, заигрывание с ней, отчет о полной готовности с головой окунуться в празднование: "У нас горы снежные готовы и блины напечены — добро пожаловать!".
Среда носит название "лакомки", в этот день тещи потчевали своих пришедших в гости зятьев собственноручно приготовленными блинами. Народная приговорка "к теще на блины" имеет свои корни именно в этой традиции.
Четверг-разгуляй, или Разгульный четверток, знаменовал собой начало Широкой Масленицы. Если до этого дня еще были позволительны какие-то домашние дела и заботы, то с четверга всем надлежало без оглядки окунуться в празднование. Самыми главными действиями четверга были кулачные бои, а так же штурм и последующее взятие снежного городка, без чего не могла обойтись ни одна Масленица даже в самой захудалой деревушке.
В пятницу тещи наносили зятьям ответный визит, отсюда и название: тещины вечерки. Блины на этот раз были заботой дочерей, хозяек дома.
Суббота была отдана на откуп молодым родственникам: золовкины посиделки. В этот день молодые невестки приглашали к себе золовок и других родственников со стороны мужа. Для компании незамужней золовке хозяйка приглашала своих безмужних подружек, но если родственница уже была замужем, то и подруг следовало выбирать семейных. Невестка обязательно должна была одарить свою гостью подарком.
Воскресенье носит названия Проводы, а в христианской традиции — Прощеное Воскресенье.
Первое название воскресного дня Масленой недели напрямую связано с Масленицей: прощались с зимой, но так же провожали и веселую Масленицу, сжигали ее чучело, которое называли Мареной. Чучело везли на масленичном поезде, который иногда состоял из целой сотни лошадей. В костре вместе с чучелом сжигали поминальную еду — лепешки, блины, яйца. В некоторых областях России проводы Масленицы заканчивались не просто сожжением чучела, но и ритуалом его погребения. В каких-то местах проводы были просто пародией на похоронный процесс.
На вечерней службе в церкви в этот день все люди просят друг у друга прощения за все случайные и сознательные обиды, которые они друг другу причинили. Отсюда и название — Прощеное воскресенье. Этот обычай во все времена поражал приезжих иностранцев так же сильно, как до того впечатлял их размах праздника.
Вот что с изумлением пишет об этом в начале XVII века француз Маржерет: "Ходят навещать друг друга, обмениваясь поцелуями, поклонами и прося прощения друг у друга, если обидели словами или поступками; даже встречаясь на улице, хотя бы прежде никогда не видели друг друга, целуются, говоря: "Простите меня, прошу вас". На что отвечают: "Бог вас простит, и меня простите тоже". Простив все обиды, испросив за все прощения, можно входить в Великий пост, чтобы потом радостно встретить главный православный Праздник — Пасху
И здесь не лишним будет вспомнить, какие нововведения пытался придать масленичному празднеству Петр I — именно в ходе его борьбы со старыми устоям, заезжие иностранцы с удивлением наблюдали "всешутейший и всепьянейший собор", в шутовском виде изображавший церковных иерархов. Однако не только такими нелицеприятными шутками славилась Масленица при Петре: в 1722 году царь устроил необычайное масленичное шествие: по московским улицам проехал русский флот — яхты, лодки и корабли тянули на телегах.
Несмотря на то, что в нашем сознании Масленица накрепко связана с древнерусскими традициями, похожие празднования существуют и в Европе. Точно так же, как и православные, католики вовсю гуляют неделю перед Великим Постом. Самое яркое событие "католической Масленицы" — венецианский карнавал, (слово "карнавал" в переводе с итальянского означает "говядина, прощай!") настоящее веселое праздничное сумасшествие. И, если после Прощеного воскресения у православных наступает первый день Великого Поста — Чистый понедельник, то католики, отгуляв Масленицу, начинают длинный путь к Пасхе с Пепельной среды…
Лиозненские культработники попытаются восстановить народные традиции празднования каждого масленичного дня.
– Многим нашим современникам масленица известна по седьмому дню, когда принародно сжигалось огромное соломенное чучело, символизирующее зиму, – разъясняет ведущий специалист по фольклору РОМЦ В. П. Минаева. – Но этот один из древнейших праздников широко праздновался нашими предками целую неделю. И каждый день был особенным. В нынешнем году работники культуры попытаются восстановить народные традиции празднования каждого масленичного дня. Правда, мероприятия не будут носить массовый характер, как у наших предков. Целью является воссоздание и фиксация обычаев на видео- и аудионосителях для их сохранения и дальнейшего воплощения в жизнь. Каждый из масленичных дней будет записан в разных деревнях района, а главными действующими персонажами будут работники сельских домов культуры и участники художественной самодеятельности.
В субботу, накануне Масленицы, поминали предков – это Родительская суббота. Поминают дома кутьёй, блинами, киселём, заказывается обязательная панихида в церкви.
Понедельник получил название Встреча (пройдёт в Перемонте). Наши предки в этот день делали из соломы чучело, надевали на него старую женскую одежду, тряпки, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне от дома к дому. К слову, в нашем районе участниками обряда были только женщины. Чучело затем устанавливали в центре деревни и оставляли до последнего дня Масленицы.
Вторник (Заигрыш) – пройдёт в Емельяново. Во второй день было принято ходить в гости на блины. Вообще блины – главный атрибут и основное угощение всего праздника. Они присутствовали и в других обрядах – блинами кормили роженицу и поминали. На Масленицу их чинили вареньем, грибами, маслом, мёдом, сыром, рыбой, т.е. со всем, кроме мяса (последний день, когда его можно было употреблять – воскресенье). И тесто для них готовилось каждой хозяйкой по-разному – рецепты передавались из поколения в поколение. Это могли быть овсяные, гречневые, пшеничные, тыквенные, яблочные блинчики и др.
В среду – Лакомку (аг. Крынки) в домах накрывались пышные столы. В третий день Масленицы принято угощать зятьев. Отсюда пошла поговорка «Пайшоў да цёшчы на бліны». За столом вели разговоры, угощались блинами и пели песни.
Четверг – Разгуляй (пройдёт в Велешковичах) – самый разгульный день недели. В этот день помогали солнцу прогнать зиму. Родители возили в повозках детей. Парни запрягали лучших лошадей, вплетали им в гривы ленты (чтобы их лошадь была самой красивой). Катались на санках с гор у реки, если возвышенных мест не было – сами её делали и заливали водой. У кого не было салазок, скатывались на рогожках. Считалось, что чем дальше проедут на санях, тем длиннее уродит лён.
Организовывались спортивные состязания, строились крепости, которые потом «брались» в снежном бою. На Лиозненщине в этот день вешали «колодки». Они представляли собой ленту, на которую повязывались баранки, конфетки, куклы, палочки, цветы из бумаги, украшенные бутылки и др. Парням «колодки» привязывали к ногам или на шею, чтобы быстрее женился. Старым девам такой «подарок» прикалывали незаметно к юбке или блузке. Те, кому навешивали «колодки» должны были откупиться деньгами, конфетами или чем-либо другим, а их в свою очередь приглашали на гулянку, которая организовывалась вечером. Обычай вешать «колодки» до сих пор сохранился в Выходцах, Барсеево.
В пятницу Цёшчыны вячоркі (аг.Стасево) – ответный визит зятьям делали тёщи.
В субботу, на Золовкины (сестры мужа) посиделки молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. Если золовки были еще не замужем, тогда она созывала в гости и своих незамужних подруг.
Воскресенье – завершающий этап недели. В православном календаре – это Прощеное воскресенье. Такое же название день носит и в народе. В этот день, кланяясь, просят друг у друга прощения за обиды, причинённые за год. В ответ на просьбу «Прошу простить» обычно говорят «Бог простит, и я прощаю». Благодаря прощению очищалась душа от обид, чёрных мыслей и уже чистой вступала в великий пост. Кульминацией празднования Масленицы считается сжигание чучела, которое мастерили в понедельник. На санках его вывозят и устанавливают в центре открытой площадки. С зимой прощаются шутками, песнями, танцами, ругая ее за морозы и зимний голод и благодаря за веселые зимние забавы. После этого чучело поджигают. Раньше вместе с ним сжигали и старые вещи. Наши предки считали, что таким образом избавлялись от всего плохого. На Лиозненщине в этот день ещё проходили большие ярмарки в Лиозно, Бабиновичах, Колышках. С понедельника начинается Великий пост, и праздничная жизнь прекращалась на 7 недель.
– Хотелось бы подчеркнуть, что основная идея всей масленичной недели не гулянья, а всё-таки сближение, единение в семье, укрепление семейных уз и традиций, – заострила внимание В. П. Минаева. – Ну, а широкие проводы Масленицы пройдут в горпосёлке, агрогородках, а работники РОМЦ проведут их в Яськовщине.