Этой семьёй Лиозно гордится

Этой семьёй Лиозно гордитсяЕсть семьи, жизненные дороги которых – пример для других и повод для самого искреннего уважения. В нашем Лиозно это бывшие учителя математики Раиса Никитична Пыльченко и физики Иван Афанасьевич Сахаров и их сыновья-хирурги Николай и Александр.

А. И. Сахаров – главный хирург ФГУ «Главный военный клинический госпиталь им. Бурденко Министерства обороны Российской Федерации», полковник медицинской службы, в списке бывших выпускников СШ № 1 г.п. Лиозно, добившихся высокого общественного признания, составленном для меня когда-то ныне покойной Натальей Васильевной Стояновой, занимает первое место. Но тревожить просьбой об интервью «районке» человека такого уровня было очень неловко. Однако, 140-летний юбилей школы всё же привёл меня на порог дома Сахаровых на тихой улочке Угловского в горпосёлке.

Возле входной двери на стене белеет маленькая пятиконечная звёздочка. Знак, что здесь живёт или, как в нашем случае, жил ветеран Великой Отечественной. Боевой путь 18-летнего Ивана Сахарова из Буёв начался 10 октября 1943 года. Но уже 8 ноября рядовой стрелок 48-й армейской штрафной роты получает медаль «За отвагу». Как гласит наградной лист, во время боя при прорыве переднего края немецкой обороны в районе д. Заольша Лиозненского района он первым ворвался в траншеи противника и в рукопашной схватке лично уничтожил трёх немцев, а своим наступательным порывом увлекал остальных бойцов отделения. В октябре 1944-го ещё одна медаль – «За боевые заслуги», за то, что в период летних наступательных боёв 1944 года обеспечивал бесперебойной связью командиров батальонов с командиром полка.

Николай Иванович с гордостью показывает награды отца. Держу на ладони ярко-красную звёздочку – орден Красной Звезды. К нему ефрейтора Сахарова представили за то, что «во время прорыва сильно укреплённой обороны противника, неоднократно рискуя своей жизнью, под огнём противника исправлял порывы телефонной связи, тем самым обеспечивал бесперебойную её работу. Кроме этого, когда противник перешёл в контратаку, он совместно с другими бойцами отражал её». Медалью «За отвагу» И. А. Сахаров награждён дважды. Вторая нашла его уже в мирное время. На войне семь раз был ранен, но снова возвращался в строй. Возможно, благодарность военным медикам за спасённую жизнь отца сыграла немалую роль в выборе братьями Сахаровыми дальнейшего жизненного пути.

В военной же истории Лиозненщины Иван Афанасьевич навсегда останется как человек, который помог выжить защитникам Тихмяновской высоты. У стоявших насмерть воинов окончательно иссякли боеприпасы, и лыжный батальон и две учебные роты самым коротким путём им в помощь провёл именно И. А. Сахаров. Чтобы пройти через болото, использовали особые лапти, не дававшие увязнуть в нём. Пришедшие ударили по фашистам с тыла, прорвали вражеское кольцо и освободили бесстрашных батарейцев. Из 800 гитлеровцев, ходивших в атаки, 259 были уничтожены группой отважных миномётчиков. А с Л. П. Тихмяновым и С. А. Богомоловым, удостоенными за удержание высоты звания Героя Советского Союза, И. А. Сахаров навсегда остался друзьями. С женой, Раисой Никитичной Пыльченко, бывали у них в гостях, а приезжая на нашу землю, Леонид Павлович и Сергей Александрович останавливались исключительно в семье Сахаровых. И вечером, после встреч с краеведами, школьниками, налив 100 фронтовых граммов, они обязательно пели ту, что была для них больше, чем песня: «На безымянной высоте».

Вообще, Иван Афанасьевич был из тех людей, которые любят и умеют дружить. К его дому тянулись ниточки дружбы от соседей, коллег, руководителей местных и ушедших на повышение.

– Никогда не забуду, как однажды ко мне в гости на пару недель летних каникул приехал Гийом – студент из Африки, с которым мы вместе учились в медуниверситете и жили в одной комнате, – рассказывая о дружбе отца с начальником милиции, вспомнил эту историю Николай Иванович. – Конечно, без нужного разрешения, да ещё с «Зенитом» облазил все улицы горпосёлка. Получилась двусмысленная ситуация. И подставить нашу семью милиции не хотелось, и свою голову тоже. Мало ли что. Каждый день обсуждали, что делать. И разработали хитрый план. Отец вёл в школе фотокружок и предложил моему другу проявить плёнку, ну и, конечно же, сразу её засветил. Думаю, когда беззаботный африканец уехал, папа с другом вздохнули спокойно. Но пока он гостил в семье, милицейское начальство пошло нам навстречу и не потревожило заграничного гостя.

Фотодело было только одним из увлечений учителя физики СШ № 2 г.п. Лиозно, а затем инспектора районного отдела образования. Он также отлично играл в шахматы. По словам сына, был чемпионом и района, и области. А ещё рисовал. Ставил перед собой репродукции известных картин и копировал.

Этой семьёй Лиозно гордится

Александр Сахаров

Талант к рисованию он передал младшему, Александру. И умение зарисовывать ход операции сыграло в его жизни не последнюю роль. Хотя, конечно, к званиям «Лучший военный врач Российской Федерации», «Заслуженный врач Российской Федерации», лауреат премии лучшим врачам России «Призвание», премии им. В. И. Вернадского, премии им. М. В. Ломоносова, Александра Сахарова привели не только художественные способности и золотые руки, а в большей степени огромное трудолюбие, помноженное на безудержную увлечённость своим делом. Да, в его жизни для того, чтобы добиться успеха, как говорится, сошлось многое. Поступил, пусть и со второго раза, в один из престижнейших медицинских вузов – военно-медицинскую академию им. С. М. Кирова в Ленинграде. После учёбы был направлен в Группу советских войск в Германии, а значит, в числе его преподавателей, последующих наставников были лучшие врачи того времени. Но без постоянной практики всё это никогда не сработало бы. В ГДР буквально каждую ночь проводил в операционной, оперируя срочных больных. В 1990 году поступило приглашение работать в Бурденко. С 2001 года он ведущий хирург этого госпиталя. Многие называют Александра Сахарова последней инстанцией перед Богом. Берётся даже за тех больных, чей диагноз коллеги считают приговором, в частности, за четвёртую стадию онкологии. Свой авторитет заработал не в кабинете, а за операционным столом, который, впрочем, нередко оказывался в палатке полевого госпиталя. 1991 год – город Гянджа в Азербайджане, затем Таджикистан, Моздок в январе 1995-го. Приказы не обсуждаются, они просто выполняются. Семья молится и ждёт. А военные врачи стойко выполняют свой долг. Неслучайно аннотация к фильмам о представителях этой профессии звучит так: «Они работают под пулями и собирают людей заново. Их оружие – скальпель. Но автомат и граната всегда наготове. Сколько минут есть у хирурга на спасение жизни? Войны, катастрофы, локальные конфликты и теракты – служба на грани между жизнью и смертью. Они там, где убивают. Их профессия – военный врач». Фильм «Вера, длинною в жизнь», который был снят о нашем земляке, сложно смотреть равнодушно. Особенно кадры, посвящённые первой чеченской. На улице – грязь по колено, в госпитале – нехватка инструментов и оборудования. Ежедневно поступает по 300 раненых парней, прошедших через военную мясорубку. Они лежали в три яруса, ожидая помощи. Врачи не спали сутками. Справляться с бытовыми трудностями помогали матери солдат. Чтобы никто не остался голодным – заботились отцы. А в это время доживал свои последние дни его отец.

Всю жизнь братья Сахаровы вступали в схватку со смертью. И чаще всего выходили победителями. А самого родного человека стопроцентно поставить на ноги не смогли. Только продлили жизнь на шесть лет.

– Отец лежал у меня в отделении, – рассказывает Николай. – Я видел, что ему осталось совсем немного и вызвал брата. Он прожил 3 дня у меня в кабинете. Дольше оставаться не смог – улетел.

В жизни бывают мистические совпадения. Очень часто случаются они и в смерти. Иван Афанасьевич Сахаров умер 9 мая, словно обязательно хотел дождаться 50-летия Великой Победы. Смотреть транслируемый парад он уже не мог, просто слушал. Николай наполнил рюмку коньяком, сделал праздничный бутерброд с икрой. Ветеран пригубил за Победу напиток, съел одну икринку и… ушёл к тем, с кем когда-то воевал плечом к плечу, к отцу, Афанасию Алексеевичу, который до войны был председателем колхоза в Буях, затем стал партизаном и преданный своим же земляком был расстрелян немцами.

Два брата выбрали одну профессию и оба добились в ней немалых высот. Николай Иванович до выхода на пенсию возглавлял хирургическое отделение в Железнодорожной больнице Смоленска. Поэтому беседуя, не могла не поинтересоваться, не чувствует ли он себя несколько в тени известного брата.

– Нисколько, – улыбается мой собеседник. – Я всё-таки в хирургию пошёл первым и в своё время немало помогал становлению брата. Кроме того, труд любого хирурга (без преувеличения) можно сравнить с каторжным. А работа ведущего в главном госпитале страны связана с нечеловеческим напряжением. Несколько месяцев назад я лежал там. Саша забегал утром, обещал, что придёт подольше пообщаться вечером. И приходил часов в 8. Осунувшийся, уставший до предела. Понятно, что на столе у него только самые тяжёлые случаи, только самые высокопоставленные пациенты. Всё это требует колоссальных знаний, опыта и огромной ответственности. Так что я ему нисколько не завидую, я им горжусь.

Интересно, что у братьев не только одна профессия на двоих, но и у обоих в семьях дети названы в честь родителей. У Александра сын Саша, а у Николая и жена, и дочь – Татьяны. У Александра Ивановича есть ещё дочь Ольга. Никто из них не пошёл по пути отцов, но фамилию предков младшие Сахаровы не опозорили. Татьяна – декан факультета психологии и педагогики педагогического университета Москвы, сейчас пишет докторскую, Ольга – главный экономист хозяйственного отдела Газпрома, Александр тоже работает в этой структуре.

Женщины, чья задача создать своим мужчинам надёжный тыл, очень часто на их фоне отступают на задний план. Так и Раиса Никитична безоговорочно уступила мужу роль главы семьи. Хотя её слово тоже всегда признавалось веским. Постоянно в труде, в учительских и домашних хлопотах. Но уже если удивляла, то удивляла.

– На одном из детских снимков мама – на коньках, – рассказывает Николай Иванович. – В то время, да ещё на селе (она родом из Могилёвской области), это было редкостью. Затем мы узнали, что в студенческие годы мама занималась бегом с барьерами. Но однажды произошёл вообще удивительный случай. У брата была гитара. Он играл в школьном ансамбле. Мама никогда не проявляла к ней интереса. Приходили друзья с гитарами, что-то наигрывали. Мама казалась абсолютно равнодушной. И вот однажды у кого-то из рук она эту гитару взяла и сыграла так, что парням было далеко до такого уровня. И всё, больше ни разу этого не повторилось.

Сегодня Раисе Никитичне 86. Здоровье уже не то. Николай Иванович вышел на пенсию, чтобы ухаживать за матерью. Живёт здесь, в Лиозно. Коллег, с кем когда-то работала, осталось очень мало. Но не забывают, звонят. А ещё забегают бывшие ученики, друзья сы новей. Самые частые гости – Игорь Бурак и Юрий Бельченков. Юра, Александр Сахаров и его жена Вера когда-то учились в одном классе и пронесли эту дружбу через не одно десятилетие. Шлют открытки кандидат филологических наук, доцент Санкт-Петербургского университета Василий Петрович Шадеко, кандидат математических наук, доцент Витебского государственного университета Сергей Алексеевич Шлапаков. И все желают любимой учительнице долгих лет жизни.

– В Лиозненскую СШ № 1 я перешла в 30 лет и сразу на должность организатора внеклассной и внешкольной работы, сейчас она называется зам. директора по воспитательной работе, – делится воспоминаниями о бывшей коллеге Раисе Никитичне Пыльченко руководитель Народного музея Народной славы СШ № 1 г.п. Лиозно Н. К. Тихомирова. – Коллектив был большой – 70 человек, сложный, незнакомый. Мне было трудно. Однако были учителя, которые сразу меня приняли как равную, признали как администратора, отнеслись с должным вниманием и почтением. И среди них – Раиса Никитична, классный руководитель 5 «В» класса. Её отличали материнская забота, доброжелательность, человеческое сочувствие и в то же время аккуратность и исполнительность всех рекомендаций в воспитательной работе классного руководителя.

По словам Нины Константиновны, пионерские сборы Р. Н. Пыльченко проводила по всем правилам: знамённая группа, горнист, барабанщик, отрядная песня, рапорт, речёвка, девиз. Обстоятельные отчёты за учебные, трудовые и общественные дела. Политинформации были насыщенными, охватывали жизнь района, страны и зарубежья. Заранее давала проблемные вопросы: «Как вы думаете?», «Почему?», «В чём отличие?». Особенно уделяла внимание воспитанию патриотизма, нравственности, трудолюбия.

– Была я у неё и на уроках математики, – продолжает Н. К. Тихомирова. – И всегда поражалась, насколько можно сделать их интересными, полезными и увлекательными. Повторение, устный счёт, выборочная проверка домашнего задания (только того, в чём имели дома затруднения), объяснение нового материала: чётко, доходчиво, логично. Сильным давала самостоятельные задания повышенной трудности, в это время добивалась от остальных, особенно деревенских, полного глубокого понимания учебного материала. Предлагала задачи из жизни колхоза, экономики района, семейного бюджета, настолько интересные и практичные, что я тоже включалась в общую работу как ученица. В конце урока – закрепление, пояснение домашнего задания, объявление оценок – поурочный балл. Не урок, а сказка! Все, кто посещал её уроки, были в восторге.

В коллективе её любили, ценили и родители, и учителя, и ученики. Со всеми ладила, была ровна, уважительна. Никогда никто не слышал, чтобы она кого-то осуждала, плохо говорила об учениках и родителях или пересказывала сплетни. Тетради проверяла в классе, но чаще брала домой.

По окончании Учительского института имела право вести математику только по 8-й класс, но зато тем, кто принимал её учеников в 9-ом, оказывалось очень легко работать: настолько у детей были прочные, основательные знания. И эти классы становились профильными. А. В. Курбацкая, по словам Нины Константиновны, всегда с благодарностью отмечала высокую подготовку ею учащихся, которые в 9-10 классах являлись победителями районных и областных олимпиад. Во всех отношениях это была и педагог, и человек самой высшей марки.

– Прошло более 40 лет, – делится руководитель школьного музея, – и я всегда с глубокой благодарностью вспоминаю Раису Никитичну и Нину Савельевну Ковалевскую, Надежду Константиновну Умникову, а также нашего незабвенного директора – Константина Иосифовича Трутнева из тех далёких 70-х. Именно они были для меня примером, образцом во всех отношениях и дали добрую школу для моей дальнейшей работы. Со мной солидарны и её ученики – Ирина Войтеховская, Валя Долгушина, Василий Шадеко, а также наши бывшие коллеги – Т. П. Алейникова, А. В. Курбацкая, Г. П. Доморацкая, Л. И. Шевцова и до сих пор со мной работающая с тех лет Г. П. Лазаренко.

Елена РЕТНЁВА.

http://www.lioznonews.by/

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

Алмазная россыпь «Весенней капели»

Алмазная россыпь «Весенней капели»

Любительница горных лыж, выпускница Витебского женского духовного училища, слушательница богословского педагогического отделения Витебской духовной семинарии, ...