В октябре 1868 года завершилось строительство Орловско-Витебской железной дороги протяжённостью 487,8 вёрст. Дорога пролегла от Орла через Брянск- Смоленск- Рудня - ЛИОЗНО - Витебск. Руководил строительством купец, меценат, промышленник Пётр Ионович Губонин. Сам из бывших крепостных, он хорошо понимал участь крестьянина и старался помочь. Николай Некрасов в поэме "Кому на Руси жить хорошо" так описал жизнь тех, кто пришёл за лучшей долей на строительство железной дороги:
" Я дома в Белоруссии
С мякиною, кострикою
Ячменный хлеб жевал...
...А ныне милость божия!
Досыта у Губонина
Дают ржаного хлебушка,
Жую - не нажуюсь."
Строительство шло быстро: рабочей силы и стройматериала у Губонина было в достатке. Вдоль дороги появились полустанки. Так, на окраине Лиозно в эти годы была построена станция Шебекино, по фамилии владельца Лиозно полковника Александра Игнатьевича Шебеко и мост через Мошну.
15 октября 1909 года станцию Шебекино переименовали в Лиозно.
145 лет назад в Европе прогремело имя нашего земляка из Высочан генерал-фельдмаршала Иосифа Владимировича Гурко - освободителя Балканского п-ва от турков в русско-турецкой войне 1877-1878 г.г.
И. В. Гурко - представитель белорусского дворянского рода Ромейко-Гурко, владевших землями на Витебщине и Смоленщине, о котором записано в VI части "Древние благородных дворянские роды" родословной книги Могилёвской губернии.
Летом 1877 года генерал "Вперёд", как прозвали Гурко сослуживцы, с Передовым (Южным) отрядом преодолел Балканы, освободил значительную часть Болгарии и одержал победу в тяжёлых боях за взятие Шипки. В декабре 1877 года во главе 70-тысячного отряда генерал вновь перешёл через Балканы, освободил Софию и разбил турецкие войска. Небывалый в истории зимний переход через Балканы предрешил исход войны.
Память о герое-полководце сохранилась в отечественной и болгарской культуре.
Ирина Гранченко