Храмы и религиозные общины расположенные на территории Лиозненского района
На 1 декабря 2004 на территории района расположено 10 религиозных общин, из них 6 Православных, 2 христиан веры евангельской, 1 Римско-католический приход, 1 христиан баптистов.
Православные Храмы и приходы
Храм во имя Вознесения Господня
Лиозно, ул. М. Октябрьской, 29
богослужения проводятся в молитвенном доме. Божественная Литургия постоянно служится с 1949 г.
Храм Воздвиженья Креста Господня
Лиозно, ул. Ленина
Храм иконы Божией матери «Иверская»
д. Крынки
Приход зарегистрирован 6 февраля 1997 года. Молитвенный дом переоборудован из здания бывшего магазина.
Священник иерей Александр Алексеев
Храм во имя иконы Божией Матери «Живоносный Источник»
д. Бабиновичи
Приход зарегистрирован 2 ноября 1996 года.
Молитвенный дом.
Приход во имя Свт. Тихона Задонского
д. Большая Выдрея.
Христиане веры евангельской
Церковь «Воскресения»
Лиозно ул. Володарского
Пастор религиозной общины ХВЕ Александр Максимов.
д. Добромысли ул. Набережная
Римско-католический приход Святого Пио
Лиозно, ул. Томского
Приход действует с 2001 года. С августа 2005 года в приходе служит ксёндз Олег.
Христиане баптисты
3-пер. Некрасова 14м
Храмы, ранее существовавшие на Лиозненщине
Храм Святого Вознесения Господня
Старшее поколение Лиозненского района помнит величественно возвышающийся в центре городского поселка Храм во имя Вознесения Господня. Судьба его, как и многих других храмов и церквей, стёртых с лица земли во время проведения антирелигиозной кампании, трагична...
Храм во имя Вознесения Господня (в архивных документах встречаются и другие названия - Вознесенская или Свято Вознесенская церковь) являлся одним из старейших на территории Лиозненского района. Раньше до 1918 года центральная площадь Лиозно называлась Соборной. Здесь находился главный храм в Лиозно - Храм Святого Вознесения Господня.
Храм был построен в 1786 году.
Согласно «Опросному листу о церковных и монастырских архивах» церковь была воздвигнута в 1786 году местными помещиками и крестьянами. В храме находился богатый церковный архив, среди документов которого имелись 3 рукописные книги за 1761-1795 годы на польском языке. Храм имел 3 придела: 2 каменные церкви - во имя Святых Георгия и Николая, рядом со Свято-Вознесенским храмом располагалась1 деревянная теплая церковь - во имя Святой равноапостольной Марии Магдалины (в документах встречается название Мариинская церковь) срубленная из 8 вершковых бревен, обшитая тесом, покрытая железом. Старожилы говорили, что это была очень древняя церковь, построена ещё в V-VI веках. Последняя в 20-х годах XX столетия была сдана в аренду латышской православной общине, состоящей приблизительно из 40 человек. Богослужения здесь проводились на латышском языке. Ёе разрушили приблизительно в 1924-28 годах.
В страховой оценке "Церкви Святого Вознесения Господня" за 1910 год значится, что церковь была каменная, крестообразная, с куполами, колокольней, шестью колоколами весом 63 пуда.
Внутри находились два придела – во имя Святого Николая Чудотворца и Георгия Победоносца. Имелось здесь также три клироса с деревянными крестами, вызолоченных червонным золотом и с такими же иконами. Украшена церковь была ажурной лепкой, расписана внутри и снаружи фресками.
В городе также имелись 3 синагоги и лютеранский молитвенный дом.
Вокруг церквей располагались торговые лавки, которые содержали в основном евреи. С Соборной площади веером расходились дороги в разные направления. Половина нынешней улицы Ленина, ведущая на вокзал, называлась Вокзальной. Вторая её половина, ведущая к шоссе, называлась Поповской. Старо-Витебская улица (теперь Володарского) проходила через то место, где теперь находится РДК, пересекала речку Мошну и поднималась по сегодняшней улице Черняховского к Пунищу. По другую сторону торговых рядов, вдоль нынешнего здания райисполкома, продолжала современную Комсомольскую улица Микульская. За рекой она соединялась со Старо-Витебской.
С 1831 года четырежды в год на Соборной площади по четвергам проводились ярмарки. На Сырной неделе, на Вознесение, на второй неделе после Троицы и на последней неделе Рождественского поста. Площадь находилась как бы в окружении двух рек, впадающих в Мошну: с одной стороны - реки Бобровая (теперешний ручей, протекающий около магазина № 2), с другой стороны - реки Прони (нынешний глубокий овраг, практически пересохший, проходящий около ЛУК ЛБО "Дабрабыт" и магазина "Универсам №1). Но 100 лет назад эти речки питали Мошну, по которой сплавляли лес, везли на баржах ячмень, лён, овёс, коноплю. Товарные баржи доходили до Риги через реки Черница, Лучеса и Западная Двина.
Несмотря на протесты верующих, в 1932 году Храм был закрыт. С этого времени началось его постепенное уничтожение: были сломаны купола и иконостас, имущество церкви (облачение, утварь, иконы, книги и другое) было сожжено на площади, а сам Храм был переоборудован под районный дом соцкультуры, который действовал до начала немецкой оккупации.
С середины 30-х годов в данном здании размещался Дом культуры, клуб. Но даже в этом качестве оно отличилось и было уникальным в своём роде. В конце 30-х годов директор первой белорусской школы, т.е. нашей, Василий Васильевич Уголев поставил со старшеклассниками здесь спектакль по пьесе Якуба Коласа "Дрыгва". На премьеру были приглашены сам автор - Якуб Колас и Кондрат Крапива. Спектакль им очень понравился, и они тут же, в клубе, прочитали свои стихи и басни.
В Государственном архиве Витебской области сохранились прошения верующих о возвращении церкви на имя председателя Верховного Совета СССР М. И. Калинина от 25 декабря 1945 года и в Московскую патриархию от 2 августа 1946 года, из которых мы узнаём дальнейшую судьбу церкви: В 1941 году нам было немцами разрешено открыть церковь для совершения в ней богослужения, каковое и совершали в ней до 21 сентября 1943 года. На оборудование вновь церкви прихожанами затрачено сотни пудов хлеба и десятки тысяч рублей.
С приходом в г.п. Лиозно Красной Армии, 10 октября 1943 года, церковь была занята под военный склад, а нам было разрешено Лиозненским райисполкомом совершать богослужения на Лиозненском православном кладбище (открытое место) до освобождения церкви из-под склада и отхода фронта. По выезде из Лиозно военных складов, 5 августа 1944 года, обратились с просьбой в Лиозненский райисполком разрешить нам совершать богослужения обратно в нашей церкви, на что и получили словесное разрешение секретаря райкома партии и зам. председателя райисполкома.
6 августа 1944 года, после уборки церкви от мусора, в ней было совершено всенощное бдение...
12 августа 1944 года по распоряжению председателя Лиозненского райисполкома двери храма были забиты гвоздями. На поданное 12 августа 1944 года Лиозненскому райисполкому ходатайство с просьбою зарегистрировать нашу общину и оформить передачу церкви в ведение верующих председатель Лиозненского райисполкома ответил словесно, что Лиозненская церковь закрыта по распоряжению Витебского облисполкома.
20 августа 1944 года мы подали заявление в Витебский облисполком с просьбой разрешить нам обратно занять нашу церковь.
9 сентября 1944 года мы получили решение Витебского облисполкома от 4 сентября 1944 года № 430.
Данным решением Витебский облисполком отклонил просьбу верующих о возврате церкви, мотивируя тем, что «... здание использовалось под кинотеатр, на приспособление которого затрачено 90 тысяч руб. государственных средств».
В течение целого года, до июля 1945 года, верующие совершали богослужения под открытым небом на православном кладбище, однако и это им было запрещено уполномоченным Совета по делам религиозных культов при Совете Народных Комиссаров СССР по Витебской области до предоставления договора на аренду помещения под молитвенный дом. Богослужения с августа 1945 года стали проводиться в жилом доме, сдаваемом церкви в аренду.
7 сентября 1945 года, когда община предоставила договор аренды, она была зарегистрирована.
После регистрации прихожане вновь возбудили ходатайство о передаче им здания церкви, где к этому времени опять работал дом соцкультуры.
Осенью 1945 года церковь была занята под склад зерна ввиду отсутствия складских помещений, уничтоженных оккупантами. К началу 1946 года здание от склада было полностью освобождено и в церкви возобновил работу дом соцкультуры. Там регулярно показывали кино, действовал драмкружок, располагалась библиотека.
Неоднократные обращения верующих к уполномоченному Совета по делам религиозных культов при СНК СССР по Витебской области, в Витебский облисполком и другие инстанции желаемых результатов не дали.
Отличилась церковь и в годы войны. Об этом в апреле 1978 года написал в школьный музей освободитель Лиозно Григорий Дмитриевич Науменко из г. Макеевки Донецкой области: "Ваша церковь самая знаменитая в Белоруссии. Именно на её куполе 8 октября 1943 года лейтенант комендантского взвода Кирилл Канышков водрузил красное победное знамя, возвестившее о начале освобождения многострадального белорусского народа". При освобождении Лиозно в 1943 году являясь самым высоким зданием города, величественно и одиноко возвышалось это белокаменное чудо над развалинами и пепелищем, оно служило ориентиром для корректировки боевых действий, из-за этого Храм сильно пострадал, но не смотря на все повреждения выстоял. После войны использовался как клуб, книжный магазин. Свято-Вознесенская церковь являлась единственной сохранившейся церковью после освобождения Лиозненского района от немецко-фашистских захватчиков.
Выдержав все лихолетья войны, она была уничтожена в мирное время: в 1962 году знаменитый храм варварски взорвали. Кирпич растаскали по домам, а останки захороненных здесь вывезли в неизвестном направлении. Исчез уникальный памятник архитектуры, а главное - место, где людей учат вере, надежде, любви...
Теперь на центральной площади находится райисполком, административные здания и кинотеатр "Світанок".
Обработка В. Михальченков, авторы Н. К. Тихомирова, Е. Бондорева