Любить. Принимать. Сопереживать и Помогать

Любить. Принимать. Сопереживать и Помогать

Любить. Принимать. Сопереживать и ПомогатьК написанию материала о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации «Радуга», его воспитанниках подступалась не один день. Как рассказать об этом сплаве горя и радости, надежды и обречённости, чтобы ни в коем случае не обидеть, а наоборот - поддержать, помочь? Работники ЦКРОиР ежедневно и безошибочно ориентируются в этом непростом мире детских и взрослых проблем и достижений. Более того, являются главными проводниками на нелёгком пути от первого ко второму.

НЕОБУЧАЕМЫХ НЕТ!
Ещё пару десятилетий назад отношение к детям с умственными, физическими, психическими особенностями было совсем другим. Не справляешься с программой общеобразовательной школы - получи направление во вспомогательную. И там не можешь научиться читать и писать? Значит, вердикт один - «необучаемый». Такому ребёнку оставалось только осесть дома. Сегодня действует другой принцип - необучаемых детей нет. Даже если они вообще не могут двигаться или говорить, адекватно воспринимать реальность.
- Мы определяем так называемый актуальный уровень ребёнка, - рассказывает директор центра П. С. Дагович - То есть, каково состояние его здоровья, интеллекта. И если воспитанник тяжёлый, составляем индивидуальный план работы. Только так! Никаких детей для плана, а исключительно планы для детей. И сравниваем учеников не друг с другом, а только с самим собой, вчера и сегодня.
Перед каждым воспитанником свои цели: одному нужно освоить программу вспомогательной школы, другому научиться выполнять простейшие действия. Листаю один из планов для четвёртого года обучения: игра «Покатай машинку», фиксация взгляда на лице говорящего, есть ложкой, ориентироваться в комнате. Возможно, кому-то подобные задачи покажутся мелочными и даже ненужными, мол, какая разница - поел или покормили. Но только не самим детям, и точно уж не их родителям, которым каждый, даже самый маленький шажок вперёд, настоящая радость.
ПОМОГАЮТ ИМ ЖИТЬ ИТАЛЬЯНЦЫ
Такие дети слабо реагируют на слова. Поэтому педагогам приходится использовать и другие анализаторы давать предметы посмотреть, понюхать, потрогать. А для этого необходим большой дидактический материал. Что-то приобретается за бюджетные средства. Многое работники центра делают сами. А ещё огромная помощь поступает от итальянского благотворительного фонда «Поможем им жить». И не только игрушками, развивающими играми. Различного инвентаря было закуплено на 9 млн. рублей. Плюс в 2009 году при поддержке фонда начал работать проект «Цветок будущего». Он предусматривает строительство и эксплуатацию теплицы. На её обустройство ушло 24 миллиона. Теперь ребята могут на практике изучать огородничество и цветоводство с самых азов. Кроме того, труд на земле приносит им огромное удовольствие и материальные средства. По словам Петра Семёновича, в этом году рассады продали на 300 тысяч рублей. Конечно же, деньги центру придутся кстати.
Огромным подспорьем для учреждения стала и покупка итальянцами микроавтобуса. Это позволило организовать подвоз детей.
- Мы живём в Пушках, и раньше я возила сына на занятия в детской коляске, - делится мама одного из воспитанников, 4-х летнего Димы. - Зимой, понятно, большей частью сидели дома. Да и летом попробуй походи каждый день туда-обратно. А сейчас за нами автобус приезжает и назад привезёт.
Впереди ещё более масштабные планы взаимодействия с зарубежными благотворителями. Есть договорённость о выполнении ремонтных работ на первом этаже здания, где расположен центр (сейчас учреждение на втором). После чего ЦКРОиР переедет в обновлённые помещения.
ТРИ ЧАСА. КАК ЭТО МАЛО...
И тогда возможно осуществится мечта родителей, приводящих детей в дошкольную группу «Капелька», о переходе с краткосрочного пребывания на более длительный график работы. Сегодня ребят сюда приводят всего на три часа - с 9.00 до 12.00. «Минусы»: мамы не могут устроиться на полный рабочий день, а дети не хотят так быстро уходить домой. На нынешний момент продлить работу группы не позволяет отсутствие дополнительного помещения. После переезда эта проблема будет снята. Ну и, конечно, необходимо согласовать увеличение штата. Пётр Семёнович надеется, что с данным вопросом сложностей не возникнет, ведь в отделе образования райисполкома хорошо понимают важность положительного разрешения ситуации и вообще всегда идут навстречу.
НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ И ИСКРЕННИЕ
Подробнее о группе «Капелька», которая работает с 2007 года, поговорила с её воспитателем Е. Ф. Машковой. Елена Фёдоровна - педагог опытный. Но основной стаж работы - в массовом детском саду. Поэтому, в первую очередь, поинтересовалась, чем же отличается работа там и здесь?
- В центре нужно очень тщательно контролировать свои слова и эмоции, - после минутного размышления ответила она. - Это не значит, что в детском саду можно говорить что угодно и злиться. Но в данном случае необдуманным шагом можно перечеркнуть работу многих месяцев. Ребёнок замкнётся, перестанет тебе доверять. Ещё мои подопечные очень непосредственные. И их невозможно обмануть. Они не будут общаться и выполнять твои требования только потому, что так принято, надо. Отдачу получишь исключительно в ответ на заботу и терпение, ежедневные и даже ежеминутные со знанием всех особенностей ребёнка.
Всего в группе зачислено 6 детей, один занимается надомно. Трое с тяжёлыми множественными нарушениями. Каждый со своей историей. Темы медицинских диагнозов касаться не стали. Гораздо интереснее было о самих дошколятах, капельках познания ими мира.
- Посмотрите, какая Машенька сегодня умница, - не скрывает радости моя собеседница. - Как она вела себя на «последнем звонке» (я пришла в центр именно в этот праздничный день -авт.). А ведь когда её привели к нам, девочка очень резко реагировала на незнакомых людей. Понемногу приучали к себе и другим детям. Мягко, лаской. Сейчас Маша хорошо играет с одногрупниками, а с Лёшкой вообще лучшие друзья. Он ей и двери откроет, и игрушками поделится.
Затем Машеньку, как шутит Елена Фёдоровна, начали вводить в общество. Во время различных праздничных мероприятий она сначала лишь приближалась к двери, заглядывала в зал и сразу же убегала. Потом начала задерживаться на пару минут. Как бы она себя в этот период ни вела, девочку не одёргивали и не делали замечаний. Разрешали полежать на скамейке, побродить по помещению. И вот результат - Маша спокойно провела с целым залом людей весь праздник. Причём, не баловалась и не шумела. Это и другие достижения ста¬ли возможными благодаря кропотливому труду педагогов и родителей. Последние, по словам администрации центра, заняли верную позицию. Они относятся к дочери как к обычному ребёнку. А в таком случае, убеждены все, останется позади не только страх перед непонятным миром, но и многие другие проблемы.
«МЫ ПОНЯЛИ, что ХВАТИТ ПЛАКАТЬ, НУЖНО ДВИГАТЬСЯ К ЗДОРОВЬЮ...»
Праздник «последнего звонка» уже начался, когда в зал буквально впорхнула красивая молодая женщина с симпатичным мальчуганом.
Мы думали, идти - не идти, - объяснила она своё опоздание. - А потом решили всё же выбраться. - Ярику не помешает лишний раз пообщаться с друзьями.
Малыш закапризничал, мама ласково прижала его к себе, сунула в маленький ротик печенье, дала попить. Никакой раздражительности, окриков или смущения, что ребёнок не сидит на скамейке, как пришпиленный.
- А зачем дёргать малыша или злиться, - лучисто улыбнулась мне мама Ярика. - Я принимаю сына таким, какой он есть. И очень сильно люблю.
Когда новорожденному было три недели, ей сообщили, что у ребёнка серьёзные проблемы со здоровьем. Выясни¬лось, что причина - родовая травма. Первая реакция - ну почему это случилось именно со мной? И слёзы. Вспоминает, что какое-то время только и делали, что плакали. А затем сказали себе, что рыдать хватит и встали на нелёгкую тропу борьбы за здоровье малыша.
Нам говорили, что Ярослав не будет ходить. Посмотрите - ходит. А сколько ещё пессимистичных прогнозов, слава Богу, не сбылось. Поэтому мы не относимся к ним, как к непреложной истине, а лишь как к направлению, над которым нужно работать. Физиотерапия, коррекционные занятия, регулярное лечение в клинике Санкт-Петербурга... Конечно, растить непроблемных сына или дочку проще. Но нам нельзя бояться трудностей. Да и Бог не посылает испытаний больше, чем человек может вынести. Кто же ещё поможет нашему ребёнку, если не мы. Мне кажется, это нас всех даже сплотило. И неправда, что в таких семьях нет никакой радости от детей. Есть! Только немного другая. Каждому человеку уготован свой жизненный путь. Нам такой.
«ЗОЛОТОЙ голос» ЦЕНТРА
И на этом пути надёжными помощниками становятся специалисты: учителя-дефектологи, психологи, психиатры. Понемногу удаётся сломать страшный стереотип: больной ребёнок - это только моя беда, не лезьте, оставьте в покое.
Чем раньше ребёнок попадёт в наши руки, тем лучше, - отмечает П. С. Дагович – Вот Лёша, когда пришёл в центр, даже не говорил. А теперь читает стихи. К слову, в этом году он заканчивает дошкольное образование и пойдёт в первый класс. Дима научился ходить, произносить первые слова. Сильно продвинулся вперёд Матвей.
Есть в ЦКРОиР и спецкласс, в котором занимаются дети школьного возраста. Ребята - молодцы. Они и уроки успевают выучить, и с малышами помочь, и с благоустройством территории. И всё это с хорошим настроением. К примеру, девятиклассника Серёжу я ни разу не видела без улыбки. А ещё педагоги говорят, что он очень вежливый, всегда пожелает приятного аппетита, поздоровается, поблагодарит. И трудолюбивый. В теплице - помощник незаменимый.
Третьим домом называет теплицу ещё один воспитанник ЦКРОиР Владик. Он уже закончил обучение в прошлом году, но со своим вторым домом, центром, расставаться не хочет. Да и не нужно этого делать, уверен П. С. Дагович. В их учреждении воспитанникам рады и после выпуска, понимая, насколько важно для парня или девушки поддерживать общение, чувствовать себя нужным и занятым. Владик, например, и сейчас участвует во всех конкурсах и соревнованиях. Его даже называют «золотым голосом» центра. В репертуаре исключительно Александр Малинин. Исполнение Владиком на «Вясёлкавым карагодзе» песни «Дай Бог», уверена, не оставило равнодушным никого, кто присутствовал на мероприятии.
- А Вы про нас статью напечатаете? - бесхитростно поинтересовался он у меня. - Если надо, я могу интервью дать...
Как оказалось, Владик - давний и верный друг нашей газеты. Все материалы, касающиеся работы центра, вырезает и складывает в папочку. И даже иногда пишет сам. Рассказывает о том, какое замечательное учреждение ЦКРОиР, и как детям здесь хорошо.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
В центре я провела два дня. Побывала на занятиях в спецклассе и в «Капельке», посмотрела теплицу и аккуратные клумбы, малые формы во дворе, побеседовала с администрацией, сотрудниками, ребятами, родителями. И через всё это красной нитью впечатление - сколько же здесь спокойствия и доброжелательности друг к другу. Атмосфере, царящей в центре, могут позавидовать школы, работающие с самыми одарёнными детьми, не говоря уже о массовых. Мальчики и девочки не просто без капризов идут сюда, они буквально тянут родителей за руку, чтобы не пропустить ни одного дня. Здесь ребёнка НИКОГДА не поставят в стрессовую ситуацию. Это просто аксиома. На одном из стендов принцип работы учреждения - «Любить. Принимать. Сопереживать и помогать». Придерживаются его неукоснительно. Про работу с родителями и говорить нечего. Общение тактичное и деликатное, чтобы не обидеть, не оттолкнуть и дать понять, что ребёнку нужно помочь, и делается это только сообща. И сотрудники идут на работу с хорошим настроением. Им не нужно вытягивать детей за планку, которую те не могут взять, ставя во главу угла программы и показатели. Возможно, такой опыт взаимодействия стоит того, чтобы его перенять.
Елена Ретнева "Сцяг Перамогі"

Оставить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

Депутат Лиозненского районного Совета депутатов Ольга Евсеенко

Продолжая тему деятельности депутатского корпуса района 27 созыва, беседуем с депутатом Лиозненского районного Совета депутатов ...