«Всё, что создал отец, теперь на моих плечах»
30 апреля исполнился год с того дня, как ушёл из жизни талантливый человек, отличный профессионал, достойный гражданин своей малой родины, как говорится, до боли в сердце любивший Лиозненщину, методист по театральному жанру РЦК, руководитель народного театра «У пошуку…» Геннадий Васильевич Цыганков. К этой скорбной дате работники культуры организовали вечер его памяти. Состоялась и премьера спектакля «Муки здравомыслящих», который начал ставить сам Геннадий Васильевич, а представил зрителю его сын Марк.
-Марк Геннадьевич, получилось символично – сын продолжает дело отца…
– В нашей семье театр всегда занимал важное место. Нет, мы не были такими уж завзятыми театралами, чтобы всем вместе посещать каждую премьеру, например, в том же областном центре. Но всегда были на папиных. Перед мамой даже стояла своя задача – честно сказать ему, как всё прошло. Отец так и говорил: «Алла! Только честно!». А мне он рассказывал о своих планах, спрашивал совета, и когда по телевизору показывали что-то связанное с театром, обязательно звал и просил посмотреть, утверждая, что это очень интересно и важно. Делал громче и командовал: «Садись, слушай!» Но тогда я даже предположить не мог, что культура, театр действительно станут частью моей жизни. Хотя на сцену вышел лет в восемь, в спектакле «Страсці па Аўдзею”. Следующим был «Цилиндр». Роли маленькие, на несколько фраз, однако и они давали чувство причастности к актёрской братии. Ещё более своим за кулисами я стал, когда начал читать стихи. Часто репетировали дома. Папа – шумный, громогласный, активно жестикулирующий, нервничающий, когда я пытался сделать по-своему… Да, он привёл меня в театр, но неожиданно оказался категорически против моего желания попробовать себя в культуре профессионально.
– Поэтому какое образование получили?
– Белорусская филология и журналистика. Распределился в Витебский дворец детей и молодёжи. До получения диплома не раз заикался о возможности вернуться в Лиозно, но отец, который в своё время сам предпочёл наш горпосёлок Минску и любящий родные места до самозабвения, знающий историю едва ли не каждой улицы и деревеньки, меня наоборот всячески выпихивал в город, и желательно подальше от второй его огромной любви – культуры. Как видите, не получилось. Я тоже не вижу в больших городах чего-то того, что не могу найти здесь. А теперь ещё и маму могу лучше поддержать. Так что предложение директора РЦК Сергея Сергеевича Пивоварчика о работе оказалось очень кстати.
– Так что именно в Ваших руках оказался незаконченный спектакль отца?
– Я занимаю должность заместителя директора, а также являюсь руководителем театра «У пошуку…». Так что да, в моих. Сергей Сергеевич спросил: «Закончим?». Другого ответа кроме «да» я дать не имел права. Очень волновался. Но поддержали и коллектив театра, и администрация, и более опытные коллеги. Огромное спасибо Степану Петровичу Мехову, Елене Куликовой и всем, кто делился своими знаниями. Мне постоянно подставляли плечо. Поэтому спектакль не мог не получиться.
– Во время работы над пьесой придерживались трактовки Геннадия Васильевича или внесли что-то своё?
– Он видел «Муки здравомыслящих» как комедию. Для меня же это больше социальная драма с элементами волшебства. Одинокая учительница под 30 с двумя высшими образованиями, живущая с мамой, которая командует ею как хочет… Но комедийная сторона тоже сыграла. Зал смеялся.
Вообще, когда брал ответственность за театр, чётко понимал и понимаю, что нас с отцом будут сравнивать. И для меня очень важно не подвести. Удержать звание народного, которое Геннадий Васильевич заслужил. А я так, только подхватил. Но буду стараться проявить и себя, своё видение, свои идеи. К сожалению, так профессионально разбираться в театральном деле, как отец, у меня, наверное, не получится. Но не уронить режиссёрскую планку буду стараться. Сейчас уже подобрали новую пьесу. Это комедия «Сегодня или никогда». Хочу привлечь в театр молодёжь: и на сцену, и в зал. Понемногу набираюсь опыта. Недавно со Степаном Петровичем ездили на семинар в Городок. Познакомился с интересным молодым режиссёром. В свои 33 года он добился очень многого. Ежегодно берёт награды республиканского уровня. Такие примеры воодушевляют и заставляют двигаться вперёд.
– Геннадий Васильевич считал театр одним из важнейших видов искусства и не важно, профессиональный он или любительский. Зритель в зале, говорил он, должен думать. О чём должен задуматься твой зритель?
– Если человек вышел за дверь и забыл напрочь всё, что он видел на сцене, значит, мы трудились зря. Он должен ещё несколько дней возвращаться мыслями к спектаклю. Даже помучиться, задать себе вопросы, поискать на них ответы, сделать выводы какие-то для себя – важные, жизненные. Но, наверное, главный общий посыл, который я бы хотел передать своему зрителю – любите и цените друг друга. Жизнь такая быстротечная.
http://www.lioznonews.by/