Страсти по-деревенски, или Где искать защиты белым воронам

Страсти по-деревенски, или Где искать защиты белым воронам

Страсти по-деревенски, или Где искать защиты белым воронам– Деревня моя, деревянная, дальняя…, – тоненько и проникновенно выводили в моём, увы, уже далёком детстве, женщины во время семейных и соседских посиделок. За плечами едва ли не каждой из них было сельское босоногое детство с его трудовыми повинностями и вольницей, весёлые походы в деревенский клуб на танцы в юности, мамы в платочках, аккуратно подвязанных под подбородком, то и дело по выходным выглядывающие на дорогу, не идут ли с автобуса ставшие городскими дети…

Они пели, и аура ностальгии, какой-то щемящей душу нежности буквально висела в воздухе. Эти женщины были родом из деревни, поэтому и у нас, их детей, тоже имелась деревенская часть жизни. Многих из нас, едва прозвенит последний звонок, отправляли на летние каникулы к бабушкам и дедушкам. Там нас ждали парное молоко, ягоды прямо с куста, такое захватывающее утаптывание всей детской гурьбой сена на сеновале, речка. Даже походы в лес за черникой или малиной, по большому счёту, были не в тягость. Вызывает ли такие чувства у взрослых и ребятни деревня сегодняшняя? Вряд ли можно дать однозначно утвердительный ответ.

Эта семейная пара пришла в редакцию с просьбой помочь разрешить конфликт с соседями. Ничего удивительного – дело житейское. Вот только поводом для него послужили не установленный не в том месте забор или переползающие с чужого огорода сорняки, а разница в мировоззрении: Ивановы*(фамилии и имена изменены), пусть сегодня и горожане, но всё-таки выросшие на селе люди, как ни стараются, не могут приспособиться к существующему в их деревне укладу жизни.

Первое впечатление от Ирины и Андрея очень положительное. Передо мной – дружные супруги, уравновешенные, вежливые, интеллигентные. Не изменилось оно и позднее, после доверительного разговора. Невооружённым глазом было видно, что самым главным на свете эти люди считают семью, добросердечные отношения в ней, заботу о близких. В такой атмосфере вырастили детей, дождались внуков. Когда больше внимания стало требоваться престарелой матери Ирины, перевезли пожилую женщину в более удобный для частых поездок из города населённый пункт. Чуть позже купили рядом дом, как говорится, под дачу, а, возможно, и для того, чтобы со временем перебраться насовсем.

Наверное, это было первой каплей в череде разногласий с местным населением.

– Так и все дома в деревне скупят…, – возмущались за спиной односельчане.

То, что сразу взялись приводить в порядок строения и территорию возле них, только добавило недовольства. Не говоря уже про то, что трудились дружно, весело, без упрёков и тем более скандалов.

Впрочем, сказать, что отношения не сложились сразу со всеми, нельзя. Да и недовольство не выходило за рамки обычного недружелюбия. Масла в огонь подлила ближайшая соседка, вначале пытавшаяся наладить общение, правда, понимая это в виде совместного распития бутылочки-другой. Вполне вероятно, что сначала Ивановы не отказали. Они не противники дружеских соседских посиделок, но уверены, что те не обязательно должны быть со спиртным, не говоря уже про то, что пить можно часто и много.

Первая серьёзная гроза грянула, когда супруги делали газон. Одного этого уже, наверное, хватило бы для некоторых из сельчан, чтобы почувствовать, что рядом поселились не свои, а чужаки. А тут ещё не просто газон, а красивый газон, с подсыпкой грунта и всеми остальными заморочками. Пьяная соседка кричала в их дворе так, что дочка с внуком испугались не на шутку. Что бы сделали 90 из 100 сельских мужиков? Правильно, нагрубили бы в ответ, а то и пинками вытолкали дебоширку за калитку. Андрей же спокойно и мягко постарался её успокоить. А затем… обратился за защитой чести и достоинства в суд.

– Я не могу орать на женщину, а тем более её ударить, но и позволить так обращаться с собой, с моей семьёй тоже не могу, – объяснял причину написания искового заявления мужчина. Он не оправдывался, не пытался доказать, что совсем не хотел выносить сор из избы и причинить кому-то неприятности. Было видно, что для него обращение к помощи закона – просто цивилизованный путь разрешения конфликта. Для многих же, в том числе и новых односельчан, это стало ещё одним доказательством «неправильности» Ивановых. Впрочем, суд стал на их сторону, виновница скандала заплатила штраф. И несколько приутихла, правда, только внешне. Через какое-то время супруги почувствовали, что в деревне на них косо смотрят, а некоторые даже перестали здороваться. И, что больше всего удивляет Ирину и Андрея, среди тех, кто стал на сторону соседки, есть и представители так называемой сельской интеллигенции.

– Но одними пересудами за спиной и нескрываемым молчаливым пренебрежением дело не обходится, – делились жизненной проблемой Ивановы. – Случаются и открытые стычки. Поэтому и решили прийти к вам за помощью. Поймите, мы делаем это не от хорошей жизни и не потому, что любим жаловаться. Возможно, люди почитают, узнают себя и им станет стыдно. Ведь мы никому не сделали ничего плохого. Конечно, можно плюнуть на всё, продать дом и уехать. Но столько сил и любви вложено в это место, что подобный вариант рассмотрим только в самом последнем случае. Иногда кажется, что выход – отгородиться от всех высоким забором и пусть они живут как хотят, а мы, как мы хотим. Но разве деревня это то место, где люди прячутся друг от друга? Это же не коттеджные посёлки новых русских. Издревле люди на селе жили открыто, помогая друг другу. В первую очередь, в работе, делая большие дела толокой. А ещё поддерживали в бедах, вместе радовались в счастье. А сегодня получается – если мы не пьём, не ругаемся между собой, стараемся сделать вокруг себя красиво, стремимся собрать вместе всю семью, чтобы и дети с удовольствием приезжали, и внуки, значит мы неправильные, плохие, чужие, белые вороны, одним словом.

Пересказывая эту историю, мы изменили имена, кое-что из фактов. Ведь главным было не описать «как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», а передать всю трагичность сложившейся ситуации. Получилось, что изгоями стали люди, с которых, в сущности, было бы неплохо взять пример.

Не потому ли так не любят не похожих на общую массу, что именно они заставляют в душе задуматься: а правильно ли ты живёшь? Мы не пытаемся идеализировать деревню, представить её эдаким патриархальным раем. В ней, как и везде, живут разные люди – добрые и злые, трудолюбивые и ленивые, щедрые и жадные, сердечные и завистливые… Только вот всегда первых было больше, и именно они составляли ту самую основную массу, на которую приходилось равняться, если не хочешь быть отщепенцем. Как видим, балом может править и второе большинство.

Елена РЕТНЁВА.

http://www.lioznonews.by/

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

Мероприятия посвящённые Дню Победы 9 мая

Мероприятия посвящённые Дню Победы 9 мая