После работы инспектором в РОЧС, областном управлении МЧС, а затем корреспондентом райгазеты Дарья Селезнёва стала индивидуальным предпринимателем. Она владеет единственной кофейней в Лиозно.
Наряду со стечением жизненных обстоятельств, подтолкнувших к поиску нового профессионального поприща, переменам содействовали интерес и желание попробовать себя именно в этом бизнесе. Понятно, что не обошлось без сомнений и даже страха, с которыми сталкиваются начинающие предприниматели, но молодость воодушевляет, придает смелости и азарта.
Как возникла идея открыть именно кофейню? Причина простая и очевидная: в Лиозно негде посидеть за чашкой душистого и бодрящего напитка, съесть мороженое, другой десерт – одному или с приятным тебе человеком.
Разве что в ресторане, но там обычно собираются любители шумного веселья, или дома на кухне, где в привычном интерьере скучновато и никакой тебе романтики.
Решение пришлось принимать быстро, потому что желающих заполучить в аренду удобное помещение в центре горпоселка было много. Семейный совет одобрил бизнес-проект. Понимая, что на оформление необходимых документов и обустройство кофейни собственных накоплений не хватит, Дарья заручилась поддержкой отца. Роман Леонидович – известный в районе индивидуальный предприниматель и общественный деятель. Мама Наталья Васильевна, на тот момент инженер его предприятия, переквалифицировалась в дочкину помощницу. Не остался в стороне друг Дарьи. Вместе делали план, ремонтировали помещение. Почему «Сова»?
– Обсуждались разные варианты названий, но подсказка пришла сама собой. За день до того, как нужно было подать окончательный вариант в торговый реестр, я обратила внимание на свою чашку с изображением совы. Интересный сказочный персонаж, символ мудрости, знаний, без которых в нашем деле никак. Да и слегка затемненный интерьер ассоциируется с любимыми совой сумерками, и режим работы «совиный»: птица просыпается поздно, кофейня открывается в 12 часов дня, – так объясняет Дарья выбор названия.
Премудрости новой профессии девушка осваивала самостоятельно. Она способная и целеустремленная ученица. Как-то загорелась идеей мастерить мебель…из деревянных поддонов – и вот, дома готов оригинальный диван. В случае с кофе для начала обратилась к технологическим интернет-предложениям. Дельными советами, навыками помог однокурсник, попробовавший открыть кофейню в Минске. Поделился опытом племянник Натальи Васильевны – смоленский бариста и бармен, победитель престижных профессиональных соревнований. Он провел несколько мастер-классов в «Сове», потом свозил Дарью в Витебск, где ей удалось поработать на другом оборудовании.
Одно дело – правильно сварить и подать чашку кофе дома, и совсем иное – в кофейне, где процесс приготовления превращается в конвейер.
– Мой опорно-двигательный аппарат не был готов к такой нагрузке. Вопрос «Зачем я взялась за это?» возник спустя первые два часа работы. Так что после вдохновенного «Хочу!» желательно засомневаться: «Смогу ли?», – предупреждает Дарья поклонников быстрых решений.
Кофейня работает с 15 февраля нынешнего года. Как идут дела под знаком совы? Дочка и мама пекут блины с начинкой, венские вафли, варят кофе, взбивают молочные коктейли. Соблюдение рецептуры очень важно, выходить за рамки норм нельзя.
– Для порции кофе надо смолоть 8 – 9 граммов зерен, а если больше или меньше – получится плохо. Но на сливках не экономлю. И в молочные коктейли их чуть-чуть подливаем, так вкуснее. Сиропа не 8 г, а 12. Может, с позиций бизнеса это не очень хорошо, но важна репутация заведения, особенно на начальном этапе, да еще в маленьком городе, – раскрывает свои секреты Дарья.
Каждая новая порция кофе у нее получается все лучше и красивее. Для этого бариста учится рисовать молоком. Пока натренировалась выводить сердечки. Увидев их, посетители начинают улыбаться. Пончики, кексы, мороженое приходится заказывать у поставщиков.
То есть бизнес-проект требует грамотной, продуманной логистики, вкусного приготовления блюд и напитков, культурного обслуживания клиентов. С одной стороны, владелицу радует приятная закономерность – после первого визита посетители становятся завсегдатаями, с другой – умеренный рост их количества, поскольку с большим потоком вдвоем не справиться.
Одновременно здесь могут находиться 12 человек. Это, как говорится, целевая аудитория – молодежь, мамы в декрете с детьми, пенсионеры, командированные. Словом, в «Сову» с удовольствием заглядывают люди, которых привлекает отсутствие алкоголя и курения.
Чтобы кофейня принимала гостей каждый день, а Дарья и Наталья Васильевна имели по два выходных вместо одного, надо искать в штат третьего работника.
Хотя практика показывает, что новое заведение пришлось в Лиозно кстати и его владелица на правильном пути, полной уверенности, что проект удался, еще нет, ведь оценку любому делу дает время. Надо подождать с полгода, чтобы понять, насколько оно жизнеспособно. Пока все идет, как спрогнозировала Дарья, даже в каких-то моментах лучше:
– В любом случае опыт, приобретенный здесь, даром не пропадет. Да и мое жизненное кредо – никогда ни о чем не жалеть. Стремлюсь ответственно подходить к делу, которым занимаюсь, и к каждому посетителю нашей кофейни.
Галина Шпаковская
Фото Дмитрия Осипова
http://vitvesti.by/